Поставленные перед инженером те или иные технические вопросы, подразумевают определение экономической целесообразности выбранного пути решения задачи. В связи с этим, наряду с техническими расчётами, проводится анализ эффективности решения с экономической точки зрения.
При оценке экономической стороны вопроса учитываются такие критерии как: условия конкретного производства, оптимальность, экономия денежных средств, максимальная производительность труда и иногда мероприятия по сокращению транспортных затрат. Кстати последний пункт, очень важен, т.к. подразумевает высвобождение дополнительного транспорта, в том числе и железнодорожного, на нужды народного хозяйства.
При применении и производстве заполнителей для бетона, экономия средств является одним из важнейших требований. Так например в стоимости бетона около 50% цены составляют затраты на заполнитель, а если взглянуть на общие затраты по материалам то цена заполнителя доходит в среднем до 70%. Выясняется, что не цемент является самой дорогой составляющей частью бетонных смесей, а такие обычные природные заполнители как щебень, гравий и песок. Попытаемся выяснить, почему же так происходит.
Прежде всего, это связано с тем, что расход заполнителя в бетоне значительно превышает расход цемента. Несмотря на то, что предъявляемые к современным маркам бетонов требования по прочности с каждым годом возрастают, показатели расхода цемента на м3 бетонной смеси в среднем падают. В итоге снижение количества цемента компенсируется повышением расхода заполнителя. Такие изменения в составе бетонных смесей связаны с усовершенствованием современных технологий производства сборных железобетонных конструкций. Повышение активности цемента вкупе с другими факторами позволило производить формовку изделий из жёсткой бетонной смеси.
Вторым фактором является то, что средства, вложенные на получение заполнителя, по-прежнему являются очень высокими. Несмотря на успехи промышленности в разработке свойств цементов и снижение их себестоимости, таких же результатов по отношению к заполнителям пока добиться не удалось.