При производстве щебня из литого шлака используют специальные траншеи. В том случае если местные условия позволяют, лучше устроить траншеи большего размера. Примером может служить траншея длиной около 500 м и шириной около 15 м, данная форма упрощает процесс механизированной выломки, выгрузки и вывозки шлака. На дно полученных ям выкладывают шлаковую мелочь, затем уплотняют и выравнивают полученный защитный слой. Через дно ямы, на расстоянии, гарантирующем заполнение отсека, прибывающим из ковшей расплавом, монтируют поперечные перегородки, состоящие из дроблёного шлака. В ямы, подготовленные таким образом, поступает, подаваемый из шлаковозных ковшей, шлаковый расплав. Расплав укладывается слоями, количество которых не должно быть менее 10, а толщина от 14 до 18 см. Каждый последующий слой выкладывают только после того, как на поверхности предыдущего слоя образуется затвердевшая корка. Делается это для более лёгкого последующего разделения застывших шлаковых плит.
Иногда, остывающий слой шлака проливают водой, результатом такого неравномерного быстрого охлаждения становятся трещины, ведущие к образованию небольших кусков, что значительно облегчает выломку готового материала. Как правило, порядок заполнения ям выглядит следующим образом:, в то время, когда первую яму наполняют шлаком, во второй уже происходит постепенное остывание или томление шлака, а в третьей производят выломку охлаждённого шлака. Охлаждённый выломанный шлак проходит несколько стадий от дробления и грохочения, до необходимой в некоторых случаях сепарации. Сепарация — это процесс обогащения готового фракционированного материала по плотности (объёмной массе) при помощи специальных агрегатов, например классификаторов.
Полученный таким образом щебень имеет кубовидную форму зёрен, поверхность раскола слабошероховатую, хорошую сцепляемость в составе цементных и битумных растворов, прочность, при сжатии приближающуюся к 1000 кгс/см, хорошую морозостойкость и малый износ. Литой шлаковый щебень хорошо себя зарекомендовал в составе щебёночных слоёв дорожного покрытия, а также, как путевой балластный материал в составе асфальтобетона и тяжёлых видов цементобетона.