В соответствии с президентской программой «Дороги России ХХI века» институту «СоюздорНИИ» было дано поручение провести исследование, в рамках которого выяснялись потребности страны в дорожно-строительных материалах и в частности в щебне.
В результате регионы России, в которых в течение 2011-2020 годов возникнет наибольшая потребность в дорожно-строительных материалах, расположились следующим образом (в порядке убывания): Центральный регион, Поволжье, Сибирь, Урал, Дальний Восток, Северо-Западный регион, Северный Кавказ.
В России около 600 000 километров дорог общего пользования имеющих твёрдое покрытие. Поддержание этих дорожных покрытий в рабочем состоянии требует постоянного ухода и обновления. Для этих целей лучше всего подходит кубовидный щебень.
В настоящее время в России ежегодно производится около 140 млн. куб.м каменных материалов (песок, гравий, щебень). Около половины этих материалов применяется в дорожном строительстве. В течении последних лет сложился устойчивый спрос на щебень имеющий кубовидную форму фракций. Основными заказчиками данного вида материала являются дорожно-строительные организации. К сожалению их потребности в кубовидном щебне на сегодняшний день удовлетворены лишь на 30-40%.
На Урале и северо-западе России щебень производят из магматических горных пород. Такой материал также неплохо себя зарекомендовал себя в дорожном строительстве. Производят его, как правило, на дробильно-сортировочных заводах, которые располагают в непосредственной близости от месторождений.
Статистика показывает, что на предприятиях нерудной промышленности самыми «ходовыми» считаются следующие виды щебня: от 5 до 20 мм, от 20 до 40 мм. Гораздо реже фракции от 5 до 10 мм, от 5 до 15 мм и от 10 до 20 мм.
Лидером по востребованности, среди перечисленных видов, является щебень фракции от 5 до 20 мм. Однако основная часть поставляемого на рынок материала данного размера, имеет в своём составе непозволительное количество зёрен лещадной формы. Разница между наибольшим и наименьшим размерами подобных зёрен достигает трёх раз, а их содержание в общей массе от 25-40%. Использование в составе дорожного покрытия более качественного (освобождённого от примесей) кубовидного щебня, позволяет значительно повысить его качество.
Производство подобного щебня происходит с использованием современных дробильно-сортировочных и промывочных комплексов. Используются (мобильные) роторные, конусные и щековые дробильные агрегаты разной производительности, установленные на колёсные и гусеничные шасси. Агрегаты имеют различную производительность с применением рециркуляции и без неё. Используемые моечные и сортировочные установки могут функционировать в различных климатических условиях. Производители данных агрегатов также предусмотрели использование различных видов энергии для их успешной эксплуатации.