Современное дорожное строительство сложно представить без использования природных строительных материалов. Из всего многообразия таких материалов, щебень является наиболее популярным и востребованным. За последние годы мировой объём производимого щебня превысил 3 млрд. м3 в год. На долю России приходится около 5% от этого объёма, из которых около 70 млн. м3 используется для строительства дорог.
Цена на материалы при строительстве автомобильных дорог зачастую составляет более 60% от общей стоимости строительства. Применение качественных материалов напрямую влияет на такие показатели дороги как: долговечность, безопасность, экономическая эффективность её использования. Кроме того, от плохого качества составляющих дорожного покрытия, страдают такие потребительские свойства как ровность, коэффициент сцепления и т.п. Особое внимание уделяют качеству щебня, используемому для изготовления верхнего слоя дорожного покрытия. Такой щебень должен обладать повышенной устойчивостью к механическому воздействию и успешно противостоять влиянию природных факторов.
Пригодный для дорожного строительства щебень разделяют по составу на две группы:
• Состоящий из осадочных скальных и рыхлых горных пород, с величиной фракций 5—20, 20—40, 40—70, 0—40 и 0—70 мм. Примерами таких горных пород могут служить доломит, известняк и др. Основное применение этого щебня — обустройство основания дорожного покрытия;
• Состоящий из магматических и метаморфических горных пород с диаметром фракций 5—20 и 20—40 мм. Изготавливается из габбро, гранита и диабаза. Используется при изготовлении нижнего слоя покрытия.
Гранитный щебень:
• Содержание фракций щебня игловатой и пластинчатой (лещадной) конфигурации не должно превышать 18—25% от общей массы. Объёмная насыпная масса щебня 1,37 т/м3;
• Уровень морозостойкости щебня F—400;.
• Марка прочности — 1400;
• Марка по износу — И-1;
• Наличие в зерне щебня слабой породы — 0,2-3,5%;
• Соответствие ГОСТ 8267-93.
Дорожный щебень из гранита является надёжным и эффективным покрытием для дорожного полотна.