При изготовлении бетона высоких марок используемого для заливки мостовых конструкций наиболее подходящим считается щебень, величина фракций которого составляет 5—10 мм. При изготовлении и ремонте трамвайных и железнодорожных путей, а также в качестве «подушки» при строительстве автомобильных дорог, применяется щебень фракции, которого составляют 20—40 и 40—70 мм.
Известняк — это природный строительный материал, обладающий редкими характеристиками. Среди его качеств выделяют уникальную устойчивость к перепадам температур, составляющую до ста циклов заморозки-разморозки, при которых материал не теряет своей прочности. Щебень из известняка используют при строительстве дорог покрытых бетоном, асфальтом или плотным грунтом в качестве «подушки-основания».
Проигрывая в прочности гранитному щебню, известняковый щебень, тем не менее, отлично зарекомендовал себя при строительстве дорог.
Известняковый щебень:
• Содержание фракций щебня игловатой и пластинчатой (лещадной) конфигурации не должно превышать 10—12% от общей массы. Форма зерна — I;
• Наличие глинистых и пылевидных частиц в общей массе не более 1,5—2%;
• Марка по прочности (дробность) — др. 11— 16% М600, М800;
• Наличие зёрен слабой породы — 5-9%;
• Уровень морозостойкости F—150;
• Насыпная плотность 1300 кг/м3;
• Влажность 3—4%;
• Пористость 5,4—7,3%;
• Показатель пустотности 48,1—50,8%;
• Водопоглощаемость 2,5%.
Существует так же т.н. «кубовидный» щебень, величина его фракций составляет 5—20 мм и содержание в нём зёрен с лещадной и игловатой формой не превышает 15%. За отличные характеристики такой щебень иногда называют «щебень будущего».
Такое звучное имя он получил благодаря следующим качествам:
• Его прочность выше, а количество трещин на зёрнах ниже;
• При его применении увеличивается срок эксплуатации покрытий из бетона и асфальтобетона;
• Повышается экономия щебня и таких связующих как битум и цемент;
• коэффициент уплотняемости близок к единице, что в свою очередь положительно влияет на долговечность и морозостойкость дорожного покрытия;
• Работа с этим материалом позволяет сократить время и количество трудозатрат, необходимых для укладки асфальтобетонных покрытий, до 70%. Неудивительно, ведь укладка асфальтобетона требует всего двух проходов катка, вместо прежних десяти.
Кроме всего прочего, необходимо помнить о радиоактивности щебня. Строительство дорог предусматривает использование гранитного щебня соответствующему II классу, с уровнем радиоактивности в пределах 370—740 Бк/кг.